Общество обратилось в Арбитражный суд с заявлением к Федеральному агентству водных ресурсов (далее - Управление) о признании незаконным отказа в регистрации договора водопользования в государственном водном реестре (далее - ГВР). Суды первой инстанции удовлетворили заявленные требования и обязали Управление зарегистрировать договор.
Однако Управление, не согласившись с решением суда, подало апелляционную жалобу с просьбой отменить решение суда полностью и принять новый судебный акт.
В жалобе Управление указало, что договор водопользования между Министерством природных ресурсов и Обществом был подписан позже, чем Общество начало использовать водный объект. Это ставит под сомнение законность использования водного объекта, поскольку фактическое использование началось до получения необходимых разрешений.
Из материалов дела следует, что между Министерством природных ресурсов и Обществом заключен договор водопользования от 27.12.2023 о предоставлении водного объекта в пользование с 01.12.2023. Общество обратилось в Управление для государственной регистрации в ГВР права пользования водным объектом.
Управление отказало в регистрации, указав на несоответствие документов требованиям. В частности, сославшись на то, что в договоре срок водопользования установлен с 01.12.2023, что предшествует подаче заявления о предоставлении водного объекта и дате представления документов на регистрацию в государственном водном реестре.
Апелляционный суд, оценив представленные доказательства, пришел к выводу, что нет оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Так как п.5 Правил оформления государственной регистрации в государственном водном реестре договоров водопользования, решений о предоставлении водных объектов в пользование, перехода прав и обязанностей по договорам водопользования, прекращения договоров водопользования (далее - Правила), утвержденных приказом Минприроды России от 22.08.2007 № 216, установлен исчерпывающий перечень оснований для отказа в регистрации представленных на государственную регистрацию документов о предоставлении водного объекта в пользование.
В данном случае отказ Управления в регистрации договора водопользования не содержит предусмотренных п.5 Правил оснований для отказа.
Кроме того, в соответствии с ч.1 ст.16 Водного кодекса РФ, договор водопользования оформляется по гражданскому законодательству, если иное не предусмотрено Водным кодексом РФ.
Пункт 2 статьи 425 Гражданского кодекса позволяет сторонам распространять условия договора на отношения, возникшие до его заключения при наличии соглашения.
В соответствии с п.7 условия договора водопользования, заключенного между Министерством природных ресурсов и Обществом, распространяются на отношения, возникающие с момента регистрации договора в государственном водном реестре, водный объект предоставляется в пользование с 01.12.2023 по 31.12.2024.
С учетом изложенного суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что между сторонами достигнуто соглашение о включении в договор водопользования условия о распространении его действия на отношения сторон, сложившиеся до момента заключения договора, то есть до его государственной регистрации в государственном водном реестре.
Управлением не доказаны установленные п.5 Правил основания для отказа в государственной регистрации представленного Общества договора водопользования.
Доводы жалобы не могут быть признаны обоснованными, поскольку не имеют отношения к исчерпывающему перечню оснований для направления мотивированного отказа, перечисленных в п.5 Правил.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции обоснованно удовлетворил заявленные требования Общества.
Таким образом, апелляционная жалоба Управления была отклонена, и решение суда первой инстанции осталось в силе. Суд подтвердил необходимость регистрации договора водопользования и признал действия Управления неправомерными.
Суд постановил: судебный акт оставить без изменений, а апелляционную жалобу Общества - без удовлетворения.
Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.11.2024 № А60-3347/2024.
Больше судебных решений вы найдете в разделе "Практика разрешения споров в области экологии".